Современная история искусства порой поражает нас своими неожиданными поворотами. Например, когда в 20 веке в моду вошли абстракционизм, кубизм, футуризм и прочие новые направления, мир разделился на «до» и «после». На два лагеря из людей, первые из которых не понимали это искусство, презирая его и называя слишком примитивным, недостойным даже своего звания «картины». Вторые же называли эти направления гениальными, видели в них больше смысла, чем в других художествах прошлых веков, и восхваляли авторов новейших работ.
Однако есть одна интересная личность 20 века, чью работу мы бы хотели разобрать и осветить в этой статье. «Чёрный квадрат» Малевича Казимира Севериновича является гениальным шедевром и работой, получившей «спорную популярность» (в большинстве случаев так считают те, кто не углублялся в историю создания картины, и, если вы один из них, или просто ранее не вдавались в подробности, — скорее читайте дальше, ведь мы сейчас осветим вам много интересных деталей).
Итак, почему же мы хотели упомянуть именно об этой работе? Всё гениальное просто, давайте разбираться.
Малевич является основоположником собственного направления в искусстве — супрематизм. Суть этого художественного ответвления заключается, в двух словах, в геометрии и цвете. Стараясь говорить ещё понятнее, в этом направлении предмета (объекта рисунка) просто нет, есть лишь сочетания цветов и геометрии фигур.
Что же такое всё-таки «чёрный квадрат» Малевича? Не просто же так весь мир говорил об этом холсте как о шедевре?
Во-первых, естественно, «квадрат» принадлежит к супрематизму. Во-вторых, данная картина имеет интересный смысл. Возвращаясь к древней наскальной живописи, стоит отметить, что люди использовали в ней простые формы, и часто это был именно квадрат. И уже позже, по мере развития искусства, формы становились сложнее: от утончённого лица юной девы до изгибов ветвей и листочков плакучей ивы. Малевич же в своей картине как бы возвращается к началу истории, к самим истокам создания первой живописи, и подводил итог: художественная деятельность имеет свой конец.
Ещё один интересный, но уже весьма известный факт: «квадрат» на самом деле не является квадратом. Это скорее трапеция, так как стороны фигуры, изображённая Казимиром Севериновичем, не равны и не параллельны.
Также великий художник использовал особый цвет для своей трапеции (да-да, это не просто чёрный): он смешал три краски собственного производства (первая — из жжёной кости, вторая — цвета чёрной охры, и третья — тёмно-зелёного оттенка), после чего, для матовости цвета, добавил мела.
Но и это ещё не всё: если присмотреться к «квадрату», мы можем увидеть в его трещинках цветные краски. Это следы ещё двух картин Малевича, спрятанных под толщей красок великого смысла «чёрного квадрата». Зачем художник написал поверх них «квадрат»? Никто не знает. Может, даже ради экономии полотна.
Но что мы знаем теперь с вами точно так это несколько истин, которые открыл миру Малевич своим не чёрным, не квадратом, но всё же «чёрным квадратом»:
Его картина как бы замкнула круг искусства, приведя нас с конца к самому началу. А значит, искусство конечно.
Вторая истина, пусть и банальная, но имеет место быть: творчество может самым разнообразным. Сложно, но если вдуматься, то можно понять это: живопись имеет свой круговорот, что-то входит в моду, что-то выходит, каждое поколение рождает безграничной фантазией авторов новые шедевры, однако всё одно, — мы возвращаемся от начала к концу и от конца к началу. Интересно, не правда ли?
Подобно тому, как Малевич открыл для мира сию мысль, мы хотим открыть для вас неделю встреч с интересными людьми, во время которой вы сможете узнать для себя что-то новое, интересное и ценное. Приглашаем вас на встречи с такими же великими мастерами своего дела, каким был и Казимир Северинович Малевич. Настоящие мастера, приглашённые нами, смогут поделиться своим опытом и знаниями с учениками школы «БИТ». Вам же нужно будет лишь прийти и познать эту кладезь сокровищ.
Приходите и учитесь вместе с нами чему-то новому!
С уважением,
Марченко Мария из команды «БИТ-Кидс»