23 января традиционно отмечается день ручного письма, более известный как день почерка. Сейчас он приобретает всё большее значение для общественности, ведь в последние годы мы намного чаще пользуемся компьютерной клавиатурой, чем чернильной ручкой. Признайтесь честно, когда вы в последний раз писали хотя бы пару предложений от руки? Сочинения на экзаменах не в счёт.
Почему 23 января?
Этот день был выбран инициатором праздника, Ассоциацией производителей пишущих принадлежностей (Writing Instrument Manufacturers Association или WIMA). Именно 23.01 в 1737 году родился Джон Хэнкок, поставивший самую видную подпись под Декларацией Независимости США. Существует версия, что эта подпись была и самой первой, но фактами она не подтверждена.
К слову текст финального документа написан помощником секретаря Континентального Конгресса (Хэнкок в то время был его президентом) Тимоти Мэтлоком. Его каллиграфический почерк вдохновил множество создателей компьютерных шрифтов. Сама Декларация была подписана представителями всех колоний и сейчас находится в Национальных архивах.
Фактически, почерк — это зеркало внутреннего мира.
Психолог и графолог Татьяна Кузнецова
Графология
Наука, изучающая связь между индивидуальными особенностями личности и почерком, называется графологией. В наше время она считается псевдонаукой, а достоверность заключений графологов ставится под сомнение. Британское психологическое общество и вовсе рассматривает графологию наравне с астрологией — как имеющую «нулевую достоверность». Этому есть множество доказательств: например, психиатр Чезаре Ломброзо, посмотрев на почерк Льва Толстого, пришел к выводу, что он принадлежит женщине лёгкого поведения с психопатическими наклонностями. Однако современная графология не делает выводов о возрасте, поле, национальности, знаниях и навыках в определённых областях, прошлом и будущем личности. Её задача – оценка личностных особенностей человека с помощью определения отличительных характеристик его почерка. Проще говоря, графология отвечает на вопрос «Какой человек?», а не «Кто он?»
Давайте же посмотрим, что говорят графологи о почерках некоторых известных людей.
Пётр Алексеевич Романов
Как мы видим, у Петра I с письмами всё крайне плохо. Судя по заключениям графологов ниже, с психикой тоже. На первый взгляд так и не скажешь.
Бросается в глаза противоречивость натуры, внутренние конфликты и прежде всего бедственное психоэмоциональное состояние. Дело не в незрелости личности, а в её психологическом неблагополучии. Говоря современным языком, проблемы с собственной самооценкой, потребность в постоянном самоутверждении, а межличностные отношения и общение затруднены. У этого человека не было по-настоящему близких друзей и счастливой семейной жизни, прежде всего, из-за практически совсем неразвитого EQ (эмоционального интеллекта): неспособность и нежелание понять другого, считаться с окружающими, уважать чужое мнение (себя не уважает тоже). При этом подсознательно сильно зависим от близких. Игнорирует нормы, бесцеремонен, вмешивается в жизнь других.
Личностью движет чувство гнева, возмущения и раздражение. Конфликтность высока, и она усугубляется сдерживаемой внутренней агрессией. Мышление явно конкретное, мыслит и живет понятиями «здесь и сейчас». Не организован, непродуктивно распоряжается и тратит свои силы, энергию, ресурсы. Планы или распорядок дня складываются сами собой, в последний момент, импульсивно. Им руководят порывы, непостоянное, скачущее настроение, такой человек не может четко представлять стратегию на относительно продолжительный отрезок времени вперед. Ему трудно видеть перспективу, объективно ее воспринимать, он не стратег – именно тактик, действующий пошагово, смотря только перед собой, уделяя много внимания деталям, но часто погружаясь в них, плохо отделяя главное, глобальное от второстепенного. Суждения отличаются субъективностью («Я сказал – значит, это правильно»).
«Величайше, ейного, княгине Наталии Киршовне (Кирилловне), сынишка твой в работе пребывает Першина (?) благословения прошу вдобавок здравия, молитвами твоими здоровье, а озеро всё вширь»… Нет, ну, ужас на бумаге. Пробелы не существуют, строчки скачут хуже горных коз, помарки заслуживают отдельного разбора. Кто-нибудь может прочитать это письмо великого российского императора?
Наполеон Бонапарт
Не менее значимый в мировой истории французский полководец Наполеон Бонапарт. Давайте узнаем, что можно сказать по его почерку.
Почерк достаточно мелок, утончен, быстр; превалируют большие промежутки между словами и строками. Организация и ориентация в пространстве блестящи, ровные, чуть расширяющиеся начальные поля, ровные, чуть восходящие строки. Отдельного внимания заслуживает форма букв, которая по своей структуре оригинальна, нестандартна, упрощена. Вертикальный разброс велик, из трех зон выделяются верхняя и нижняя, но доминирует, безусловно, нижняя зона. Строчным буквам не хватает конкретности, оформленности, выразительности, часто – читабельности. Бросается в глаза совершенно несоответствующая почерку подпись Наполеона – она экстравагантна, крупна, нарочито небрежна, словно транслирует демонстративную раскованность, но на деле свидетельствует о потере самоконтроля.
В целом перед нами как раз тот случай, когда ясно видно, насколько сильно можно ошибиться, доверяясь в анализе только автографу. Именно степень и вид соответствия или несоответствия автографа и почерка человека дает достоверную информацию. В этом случае перед нами разительное отличие имиджа, социально желанной маски от происходящего «под поверхностью». Чем значительнее такое отличие, тем драматичнее противоречие, владеющее личностью. Острый конфликт между желанным, идеальным, между властной и неприступной позой, мощными амбициями, уже граничащими с манией величия, и внутренними комплексами и подавленностью, грызущими душу Наполеона изнутри. Более того, почерк свидетельствует об очень нелегком душевном состоянии человека, позиционирующего себя всемогущественным императором, вынужденного справляться со страхами, подавленностью и чувством несостоятельности.
Как всё плохо… давайте просто признаем: с точки зрения психологии, мы не найдём абсолютно здорового человека. У каждого есть какая-нибудь проблема.
Интересный факт: за всю жизнь у Наполеона насчитывается целых семь почерков. Теперь торт хочется.
Леонардо да Винчи
Итальянский художник, музыкант, писатель, учёный, изобретатель, «универсальный человек», один из крупнейших представителей эпохи Возрождения. Догадались, про кого я?
В почерке Мастера видно гармоничную организацию размещения текста с просторными и равномерными интервалами между словами и строками, ровными начальными и конечными полями, с равномерными графическими элементами. Это говорит о высокой внутренней организации и постоянстве характера, а в сочетании с размеренным неспешащим движением – о его высокой трудоспособности, планомерности, внутренней последовательности, детальности изучения объектов и предметов исследования, и достижения конечного результата. Леонардо да Винчи обладал исключительным интеллектом, высоким уровнем развития личности, острой наблюдательностью и нестандартным воображением. Недаром же многие его изобретения использовались только через столетия.
Почерк Леонардо да Винчи выражает интроверсию, спокойное внутреннее уединение и сниженное вовлечение в эмоциональную сферу. Судя по частично слитному и частично отрывистому написанию, мышление гения сочетало логическое и интуитивное начало. Просторные интервалы между строками, размеренное движение, упрощенность в формах букв указывают на умение отделить главное от второстепенного, способность быстро воспринимать, сообразительность и проницательность. Логическое мышление позволяло ему рационально и конструктивно преодолевать огромные временные дистанции, связанные с тем или иным занятием, будь то анатомия, биология, архитектура, живопись, конструирование аппаратов или вычисление математических расчётов. Его рассудок неутомим в восприятии правильной перспективы, в оценивании фактов и информации сугубо объективно, без излишней вовлеченности в субъективные эмоциональные суждения.
Думаю, о зеркальном левостороннем почерке Леонардо да Винчи наслышаны все. В психологии он даже получил своё название — «почерк Леонардо». Возможно, Мастер так писал из-за множества религиозных войн того времени? В любом случае над расшифровкой его записей надо очень потрудиться.
Александр Сергеевич Пушкин
У любимого поэта и писателя России тоже был не самый понятный почерк. Хотя стоит признать, довольно красивый, если смотреть издалека. А что об этом говорят эксперты?
Удивляет строение почерка поэта. Оно специфическое, очень индивидуальное и похоже на наш современный вариант прописей. Абсолютно отличается от каллиграфического, от принятого правилами в XIX веке стандарта. У Александра Сергеевича форма букв самобытная, продуктивная, а это уже говорит, что он своим высоким личностным развитием не шагал в ногу со временем, а опережал его. Этот человек психологически зрелый, прогрессивный, ставящий перед собой цель и добивающийся ее. Быстрая скорость и хороший визуальный нажим, явные чернильные штрихи от пера это показывают, говорят о быстром восприятии, деятельной активности, результативной мотивированности. А ровные строчки и интервалы между строками и словами говорят о системности автора, практическом подходе, уверенности и самообладании. Несмотря на наличие большой семьи, преданных друзей и широкой известности в стране, внутренне он был несчастным и одиноким. Его душа изнывала от боли, находилась в постоянном напряжении, не могла полностью расслабиться. Боль и тоска провоцировали мрачные эмоции раздражения и негатива.
Мелкий нечитаемый почерк может говорить о неком отторжении «социальной маски», желании скрыться от людей и не общаться с ними эмоционально. Когда он работал, делал он это тяжело, с каким-то надрывом. Об этом говорят следующие признаки: много черноты в штрихах, зачёркнутостей, мелкий размер букв с многочисленными углами. В такие моменты социум и общество для Александра Сергеевича были просто фоном, который мешал делу. Он был способен проигнорировать всех и вся, даже просьбы близких, и тем более, людей из дальнего окружения. Но в целом Александр Сергеевич готов был придерживаться рамок приличия в обществе. Тогда он надевал так называемую социальную «маску», был более любезен с людьми и понятен им. И образцы его почерка того времени, как и рисунки на полях, говорят об этом. Поэт был общителен, коммуникабелен, обладал хорошим вкусом, мог вести разговор на разные темы. А его высокий интеллект часто выручал его в многочисленных спорах и непредвиденных ситуациях.
«Я, Александре Осиповне Ишимовой, Крайне жалею, что мне невозможно будет сегодня, на Ваше приглашение». Как люди расшифровывали его письма, стихотворения, сказки и романы? Невозможное безобразие.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд
Хоть полного анализа почерка Фицджеральда я не нашла, не упомянуть этого автора было бы преступлением.
Прославленный автор «Великого Гэтсби» имел вполне себе разборчивый почерк. Более того, во всём тексте всего лишь одно исправление (да и то в самом его начале). Пожалуй, это один из немногочисленных примеров, когда рукопись произведения не представляет собой череду поправок и ошибок.
«Seven years later, what shall I do». Действительно понятно и красиво. Ровные строки указывают на структурированность мыслей автора, а отсутствие помарок — на их последовательность. По моим предположениям, которые не стоит воспринимать всерьёз.
Сергей Александрович Есенин
О, наконец-то русское прекрасное письмо. Как показывают исследования, почерк Сергея Есенина также менялся в разные периоды его жизни. Как думаете, к каким годам относятся эти письма?
1913—1914 год: почерк наклонный, буквы связаны тщательно между собою. Встречаются клинообразные окончания слов. Беглый почерк. Подпись также наклонена и связана. Мелкое письмо. Всё это свидетельствует о непосредственности реагирования на внешние впечатления, добродушии, предприимчивости, изворотливости, некоторой хитрости, общей одарённости, стремлении к выявлению своей личности, восприимчивости, логичности, практичности, расчётливости в отношениях.
1916 год: почерк значительно выпрямляется, появляется некоторая замкнутость, сдержанность в проявлении чувств. Только половина из общего количества букв связаны между собою, рисунок отдельных букв стилизуется, что свидетельствует об обострении творческой фантазии, о постепенном преобладании идейных целей над практическими. Между тем резче выражается стремление первенствовать, выделяться.
1918 год: буквы становятся почти вертикально. Увеличиваются и стилизуются заглавные буквы. Почти совершенно исчезает связь, — учащаются настроения, окрашенные в честолюбивые тона. Притупляется критическая оценка своих поступков. Растет вера в себя. Личность постепенно извращается.
1923—24 гг: Почерк характерен неравномерностью нажимов, неровностью уровня букв: общей стилизованностью. Совершенная изолированность букв: получается впечатление, как будто каждая из них живёт своей собственной, отдельной жизнью. Отчётливость пунктуации. В почерке пропала клинообразность — вместе с уверенностью в своём положении, автор допускает непосредственность в обращении, меньше прибегает к свойственной для него ранее дипломатичности в отношениях, но становится недоверчивее, подозрительнее. Наблюдаются уклоны воображения, мнительность, боязнь одиночества. Желания, несмотря на интенсивность, теряют устойчивость. Появляется раздражительность, резкость. Искание новых форм. Славолюбие принимает уже болезненный характер. Появляется беззаботность к своему материальному положению. Преобладают конкретные образы и интуиция над логическим мышлением. Весь в себе, в своих переживаниях, настроениях.
1925 год: Буквы местами разорваны в своем рисунке, неравномерность нажима. Наклон местами разнотипен — приступы мнительности, неудовлетворённости, отчаяния, которые тщательно скрываются. Навязчивость представлений. Распад личности. Боязнь не смерти, а конечности феномена личного существования.
Предсмертное письмо Есенина (стихи) характерно резко выраженным центростремительным направлением строк, что указывает на депрессивность и подавленность состояния, в котором он находится в момент писания.
Анализ почерка Сергея Есенина, сделанный известнейшим графологом начала прошлого века Д. М. Зуевым-Инсаровым
«Дорогой Гриша! Письмо я твоё получил, мне принесли его из дома. Я вижу, тебе живётся не лучше моего. Ты тоже страдаешь духом, но не к кому тебе приютиться и не с кем разделить накопившиеся чувства души». Во втором письме тому же Грише (Григорию Панфилову) могу прочитать только отдельные слова. И почему такое ощущение, словно писали буквально вчера, а не целый век назад?
А у вас есть памятные письма? Они бережно хранятся для перечитывания или пылятся в коробках? Может, самое время достать старые бумаги и ещё раз прочитать?
Элеонора Дрынова,
БИТ-Кидс