оркестр

«Московское долголетие» в гостях у «Union»

На московских улицах долгожданная весна. Хочется погулять и погреться на солнышке, однако вместо этого многие активные люди предпочитают посетить познавательные и культурные мероприятия, на одном из которых побывала и юная журналистка онлайн-школы «БИТ» Мария Пехова.
В понедельник, 24 марта, в школе искусств №11, в рамках проекта Мэра Москвы Сергея Собянина «Московское долголетие» состоялась интересная и захватывающая лекция-концерт «Оркестр и его закоулки» с участием детского симфонического оркестра «Union» под управлением Василия Александровича Маслова. На ней дирижер увлекательно рассказал об оркестре, его составе, истории и традициях.

История возникновения оркестра

С недавнего времени существует огромное количество разновидностей оркестра. Он появился достаточно поздно, когда, по конструктивным особенностям, медные инструменты перестали звучать слишком резко, а струнные обрели необходимую громкость, позволяя музыкантам гармонично объединить их в единое целое. Разнообразие оркестров стало возможным благодаря сбалансированности тембра и громкости различных инструментов.

Первоначально оркестр появился как некая разновидность ансамбля. Они становились все больше и больше, а партии в них нередко дублировались. Самые первые оркестры возникли в Древнем Египте и состояли из разного вида флейт. Более классический вид оркестра начал формироваться с XVI века. В этот период появились лютневые оркестры. Однако их состав еще не был стабильным: инструменты постоянно менялись, и один мог заменять другой. Часто не имело значения, на каком инструменте играет музыкант — главное, чтобы он мог выполнить свою партию. В те времена тембровые особенности инструментов еще не играли значительной роли.

Постепенно лютневые оркестры начинают вытесняться струнными. В 1600 году впервые была поставлена опера «Орфей» Клаудио Монтеверди, написанная для струнного состава. После премьеры оперы популярность лютневых оркестров начала стремительно падать однако нельзя утверждать, что это связано с самой постановкой. Зачастую первая скрипка брала на себя роль дирижера и чаще всего исполняла произведение стоя, иногда глазами или движением инструмента показывая, что и как надо дальше играть.

Состав оркестра

Симфонический оркестр состоит из четырех групп: струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные инструменты. Иногда в оркестры включают рояль, челесту (разновидность клавишно-ударного инструмента) и совсем редко включают орган, когда он не противоречит, а вписывается в общее звучание.

Струнно-смычковая группа

Струнно-смычковая группа состоит из нескольких инструментов. Самый главный человек в оркестре после дирижера – это концертмейстер. Это первая скрипка, которая сидит возле края сцены и находится ближе всех к дирижеру.
Вторые скрипки. Без них оркестровая палитра не получилась бы настолько полной.
Следующий инструмент, который обычно есть в оркестре – это альт. Однако в детских музыкальных школах игра на альте не преподается. Его заменяют третьи скрипки, а сами альтисты присутствуют только во взрослых коллективах.
Виолончель. Её размер менялся в XVI-XVII веках, и большинство моделей были больше, чем современные инструменты. Виолончель привносит в звучание оркестра глубокую теплоту и насыщенность. Ее бархатистый тембр соединяет низкие и высокие регистры, создавая гармонию между силой и мягкостью.
Арфа. Обладает самым широким диапазоном из всех оркестровых инструментов. У арфы 47 струн, и играют на ней щипками, а не смычком. Её так и называют — струнно-щипковый инструмент. Постоянным участником оркестра арфа стала лишь за последние 150 лет.
Контрабас — самый низкий, густой и глубокий голос в оркестре. Его предшественницей была контрабасовая виола, а сам инструмент вошел в состав оркестра только в конце XVIII века.

Деревянные духовые

Флейта. Очень древний деревянный духовой инструмент, на нем играли еще в Римской Империи. Один из самых высоко звучащих инструментов в оркестре. Ее яркий серебристый голос обычно исполняет те же ноты, что и первые скрипки. Флейта бывает как стандартной, так и в виде флейты-пикколо — уменьшенной версии, звучащей на октаву выше обычной.
Кларнет. Этот духовой инструмент изготавливают из дерева или пластика. Он представлен в различных размерах: стандартный и бас-кларнет, тембр которого более низкий, что добавляет оркестровому звучанию разнообразия и глубины. Классическим видом считается малый кларнет строя си-бемоль, который отличается своим ярким и выразительным звучанием.
Гобой и фагот. Гобой задаёт тон всей оркестровой настройке и пленяет чистым, проникновенным звучанием, а фагот привносит глубину и бархатистую теплоту, объединяя голоса инструментов.

Медные духовые

Медная духовая группа также состоит из четырех инструментов. Это валторна, труба, тромбон и туба.
Валторна. Произошла от охотничьего рожка, который изначально изготавливался из рогов животных. Первые валторны представляли собой длинную трубку, скрученную в несколько витков, а использовалась она в оркестре очень редко – обычно для имитации охотничьего рожка. Современную форму валторна получила только в XIX веке.
Труба. Этот инструмент существует более 3500 лет. В древние времена громкий, чистый звук трубы использовался, чтобы подавать сигналы, устрашать врагов во время битвы или возвещать о начале празднества. Хотя трубы бывают самых разных размеров, стандартной считается та, которую чаще всего используют в оркестрах.
Тромбон и туба тоже относятся к группе медных духовых инструментов, однако в детских симфонических оркестрах они встречаются довольно редко.

Ударные

Обычно в состав ударных оркестровых инструментов входят большой и малый барабаны, тарелки, глокеншпиль или колокольчики и бар чаймс.

Дирижер

Поначалу его задача была очень простой: он стоял с дирижерской палочкой, которая тогда представляла собой длинный жезл, и отбивал ею ритм. Однако пользоваться таким жезлом было неудобно и даже опасно из-за его огромной длины. Со временем дирижерская палочка стала укорачиваться, пока не приобрела тот внешний вид, который мы привыкли видеть. Таким образом, традиция использования жезла сохранилась только в военных и некоторых традиционных оркестрах.

Солист

Когда в оркестре появился дирижер, то должность первой скрипки, которая руководила оркестром, видоизменилась. Вместо нее появился солист, который выступал под аккомпанемент оркестра. Чуть позже роль главного солиста с оркестром у скрипки забрало фортепьяно, которое само являлось инструментом-оркестром и обладало более мощным звуком и более широким диапазоном. Однако неверно считать, что остальные инструменты остались без внимания. Пожалуй, для любых инструментов в свое время был написан концерт с оркестром: для виолончели, контрабаса, флейты.

Оркестровые традиции

Существует много различных традиций, которые музыканты до сих пор стараются соблюдать. Например, на концерте дирижер выходит на сцену только после того, как его объявят. Оркестр всегда садится раньше, чтобы настроиться. Когда дирижер появляется на сцене, артисты приветствуют его стоя, а маэстро приветствует оркестр и пожимает руку концертмейстеру. Если дирижер считает, что какое-либо произведение прошло особенно удачно, он может жестом попросить оркестрантов встать и отдельно поклониться. Если дирижеру дарят цветы, то первый букет он обязательно отдает концертмейстеру.

Программа концерта

На лекции-концерте прозвучали такие известные и всеми любимые произведения, как «Вальс номер 2 из сюиты для джазового оркестра» и «Симфония номер 9, вторая часть» Дмитрия Шостаковича, «Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» Кристофа Виллибальда Глюка, «Концерт соль-мажор для скрипки с оркестром» Антонио Вивальди, «Мгновения» Микаэла Таривердиева, «Бухенвальдский набат» Вано Мурадели, древняя католическая молитва «Ave Maria» Джулио Каччини, «Вокализ» и «Жди меня» Кирилла Молчанова, итальянская народная партизанская песня «Ciao bella», и даже музыка из кинофильма «Интерстеллар» Ханса Циммера. Присутствовавшим гостям мероприятие очень понравилось. При аншлаге было много бурных оваций, аплодисментов и восторженных отзывов зрителей.

Следите за новостями на нашем сайте и социальных сетях, чтобы не пропустить ничего интересного!

Автор — Мария Пехова (8 класс)

В данной статье использовалась лекция Василия Александровича Маслова

Обсуждение закрыто.