Дорогие друзья! В среду в нашей онлайн-школе БИТ прошел весенний турнир по игре, которая является одновременно и искусством, и наукой, и спортом. Она учит находчивости, логическому мышлению и концентрации внимания. Вы уже догадались — это шахматы.
История шахмат и цель игры
Шахматная история насчитывает несколько тысячелетий. Родиной шахмат принято считать древнюю Индию, где они были известны как чатуранга. В Средние века шахматы распространились по всей Европе и стали довольно популярны.
В шахматы играют обычно двое людей. Цель шахматной партии — поставить вражескому королю шах и мат. Мат — это ход, при котором король не может ни уйти, ни закрыться другой фигурой. Как правило, после объявления мата игра заканчивается.
Как проходило шахматное соревнование
В самом начале к шахматному турниру решили добавить нейросети. У них была миссия — отвечать на вопросы по шахматам. С помощью нейросетей быстро объяснили правила игры. Рассказали, как ходят те или иные фигуры, что такое рокировка и т.д. Также после начала турнира мы узнали, какой ход считается одним из самых сложных в этой интеллектуальной игре. Оказывается, самого сложного хода не существует, но решение задачи на мат в несколько ходов является одним из сложнейших заданий шахмат. Кроме того, взятие фигуры на проходе тоже можно считать сложным ходом. Потому что он может привести к неожиданным последствиям и изменить ход игры.
Помимо самого соревнования, ребята могли также отгадать головоломку, которая также была показана до начала самого мероприятия.
Турнир проходил по швейцарской системе. Всех игроков автоматически разделили на пары. А всего в турнире было шесть кругов. На одну партию участнику давалось пять минут в режиме «блиц». Максимум — десять минут. Перерыв между турами и подбор соперника вместе длились 30 секунд.
В чём польза игры в шахматы?
Во время проведения турнира мы также узнали много нового. Например, когда мы произносим слово «шахматист», то невольно представляем себе какого-нибудь великого гроссмейстера. Как правило, тот, кто часто и хорошо играет в шахматы, нарабатывает свои навыки, разбирает и анализирует шахматные партии, становится более находчивым, изобретательным и сообразительным. Кроме того, он начинает мыслить более качественно и творчески. Так, в подтверждение этого, член нашей команды «БИТ-Кидс» Константин Кшнянкин рассказал нам о том, что настоящий мастер-шахматист способен выйти из любого трудного положения, даже если у него под конец партии осталось только две пешки и король. Интересно, что во время игры активируются оба полушария нашего мозга, а при этом задействованы ещё и навыки чтения!
Зачем на всех шахматных турнирах используют часы?
Трудно представить, но до второй половины XIX века часы на шахматных турнирах вообще не применялись. Поскольку ограничений во времени не было, то игроки могли провести несколько суток за одной партией. Из-за этого турнир становился долгим, неудобным, а порой и скучным. В истории шахматных сражений даже известен случай, когда на международном турнире в Лондоне игра затянулась настолько, что двое её участников попросту уснули! Чтобы такого больше не повторилось, на всех шахматных турнирах стали использовать часы. Сначала они были песочными, а потом их заменили на механические — их придумал англичанин Томас Уильсон.
Итоги турнира
По окончанию турнира были выявлены лидеры. Все ребята очень старались, и лучшие из них оказались в рейтинге ТОП-10, а участники с никнеймами Lakifur (Комлев Кирилл,1-е место), Yaroma9 (Федоров Ярьома, 2-е место), и Kuluk14 (Неизвестный призер, 3-е место) заняли главные места в списке участников. Победителю вручат заслуженный сертификат от нашей школы.
Победителя просим прислать фото для доски почета, а анонима, занявшего 3-е место — свои имя и фамилию и класс.
Автор: Мария Пехова (БИТ-Кидс, 6 класс)