Эбру

Эбру

Думаете, рисовать по воде невозможно? Тогда спешу вам сообщить – возможно, и не только по воде. Каким образом? Сейчас расскажу. Но давайте обо всём по порядку.

Картина «Звёздная ночь» Винсента Ван Гога в исполнении турецкого художника Гарипа Ай.

Причём здесь кисель и облака?

Эбру – техника рисования на поверхности воды и фиксацией изображения с помощью переноса на твёрдую основу. Откуда произошла эта техника и её название, доподлинно неизвестно. Турецкие мастера VII века активно использовали эбру для росписи тканей и сложных украшений форзацев книг. Хотя сам термин стал использоваться в Турции только три столетия спустя.

Другая версия отсылает нас к Японии XII века. Здесь существовало искусство суманагаши, дословно – «плавающие чернила». С помощью него монахи наносили уникальные узоры на тонкую рисовую бумагу и ткани для украшения. Суманагаши было настолько популярно, что использовалось самим императором и его приближёнными. Родиной Эбру также называют Китай, Индию, Пакистан, Узбекистан и Персию.

Суманагаши — плавающие чернила

К слову, о Персии. Этимология ведёт нас туда же. Как и с родиной, есть множество теорий происхождения термина. Самая распространённая говорит о персидских корнях от слова ابری – облако. Теоретически слово произносится как ebri, но проверить это не вышло, так как известные мне переводчики не разговаривают на персидском. Есть версия арабского происхождения от «ab-ru» (написание установить не удалось) – «вода для лица». Последняя теория: чагатайское слово «ebre» – «волнообразный». К сожалению, чагатайский язык мёртв и непопулярен, так что и эту версию нельзя проверить.

Эбру использует не обычную водопроводную воду, а с экстрактом гевеи, делающим раствор похожим на кисель. Благодаря этому капли краски не тонут и не сохраняют свою форму на поверхности. Краска же делается на основе бычьей желчи и особых минералов.

Подготовка

Если хотите заниматься эбру профессионально, придётся потратиться ещё и на инструменты. Для рисования используют специальные гребни, шило и кисти с жёстким ворсом. Но кисточки не для самого рисования, а для распыления краски. В магазинах для творчества можно купить загуститель в виде порошка или жидкого концентрата или уже готовую смесь. Каждый загуститель имеет индивидуальную инструкцию, так что внимательно прочитайте её, прежде чем что-то смешивать! Чаще всего надо добавить одну-три чайных ложек загустителя на литр воды, тщательно перемешать до полного растворения и оставить на время от 20 минут до 10 часов. В качестве ёмкости для воды можно использовать любую глубокую посуду подходящей вам формы. В готовых наборах обычно прилагается пластиковый лоток формата А4, но его можно купить и отдельно. Чем больше площадь ёмкости, тем больший рисунок выйдет.

Перед началом рисования лучше разлить краску по отдельным ёмкостям, например, в стаканчики. Если используете пипетки или флаконы, не лейте краску прямо на раствор – она уйдёт вниз под действием собственного веса. Используйте кисточки из конского волоса и шило.

Помогают в рисовании также гребни. Если вы хотите создать рябь на большой площади или круги разного диаметра, этот инструмент незаменим. С его помощью обычно делают фон и симметричные орнаменты. Сам гребешок похож на расчёску или маленькие грабельки: плоское основание с рядом параллельных иголок на равном друг от друга расстоянии.

Инструменты для рисования эбру

А если я хочу просто попробовать?

Тогда есть и более бюджетный вариант! «Киселик» можно сделать с помощью крахмала и муки, просто растворяя их в воде до вязкого состояния. Точных пропорций нет, так что надо оценивать готовность самостоятельно.

Краски делаются также просто: достаточно развести растворитель и масляные краски. Если нет масляных, используйте для рисования вместо воды молоко. Да-да, молоко. На такой поверхности можно использовать краски из обычной гуаши и того же растворителя. Каждый цвет разводите в отдельной ёмкости, чтобы они не перемешивались между собой.

Вместо шила можно использовать спицы или острозаточенные карандаши, вместо гребня – старую неиспользуемую расчёску. Если нет жёстких кисточек, попробуйте их сделать из ненужной малярной кисти.

Эбру лань
На этой картине очень хорошо виден сделанный гребнем фон

Процесс

Когда мы разобрались с инструментами и рабочей зоной, пора приниматься за само рисование. Сначала нужно создать фон: он будет удерживать наносимые сверху краски. Набираем немного нужного цвета на кисточку и разбрызгиваем по всему «холсту». Первые капли растворятся в воде, зато потом краска будет оставаться на поверхности. Лучше не использовать более трёх цветов: слой получится слишком жирным и будет сложнее переносить рисунок на бумагу. Если вы решили создать не однотонный фон, можете сделать узоры с помощью шила или гребня. Для фона иногда используют специальный дозатор-распылитель. Это удобнее и меньше шансов запачкаться, но не так весело.

Дальнейшее создание рисунка сводится к двум этапам: 1) создание цветового пятна; 2) дополнение деталями и другими цветами. Старайтесь как можно чаще вытирать инструменты, особенно когда хотите использовать другой цвет. На видеохостингах есть много мастер-классов по рисованию определённых элементов и картин. Даже если вы будете повторять те же действия, ваш рисунок будет уникальным. Как? Магия воды. Ну, и тот факт, что абсолютно одинаковых рисунков не может существовать.

Перенос рисунка на бумагу

Представляете, существует специальная грунтованная бумага для Эбру! Но использовать для переноса можно и самую обычную, для принтера. Необходимо аккуратно, не смазав рисунок, приложить лист бумаги к поверхности воды и подождать 10-15 секунд. Если вы использовали молоко и гуашь, время ожидания может составлять до 10 минут. Будьте осторожны, чтобы бумага не размокла и не порвалась, а рисунок не смазался! В последнем случае что-то выйдет, но вероятно не то, что вы хотели. Снимать бумагу следует, когда её края начнут подниматься. Можно снимать пинцетом или двумя пальцами. Если рисунок переносится на ткань или керамику, действуйте таким же образом. Дерево обычно окрашивается со всех сторон, так что придётся ждать полного высыхания. Лучше посмотреть видео на тему переноса рисунка, чтобы увидеть всё наглядно. Вы же не хотите случайно испортить свои шедевры?

Сушка

Да-да, и здесь всё не так просто. Сушат картину на мягкой подложке в горизонтальном положении. Если хотите, можно воспользоваться феном. После полного высыхания изображение можно положить под пресс и при необходимости выровнять лист. Потом можно поставить рисунок в раму или спрятать в альбом.


Приятного рисования!

Элеонора Дрынова,

БИТ-Кидс

Обсуждение закрыто.