Интервью с учителем

«География – самый легкий экзамен»

16 ноября юные журналисты онлайн-школы БИТ взяли интервью у учителя биологии и географии Вараксиной Ксении Борисовны.

Журналисты школы БИТ задавали подготовленные ими вопросы, на которые получили очень интересные ответы. Ксения Борисовна рассказала о своем увлекательном пути к профессии учителя, о своей работе, своих хобби, поделилась весёлыми историями про своё обучение в институте и обучение детей, а также дала советы ученикам для хорошей сдачи ОГЭ и ЕГЭ по биологии и географии. Ксения Борисовна с детства мечтала стать учителем. У неё это получилось, и она счастлива, что работает на своей работе мечты.

Делимся с вами интервью в текстовом виде, а также в видеоформате.

– На самом деле это очень интересная история, я вам сейчас расскажу предысторию с чего всё начиналось. Я была ученицей 8 класса, училась в обычной школе, и у меня была мечта – я очень хотела в Австралию и до сих пор туда хочу, я там ещё не была. Моя учительница географии начала рассказывать мне о том, что она была в Австралии на практике по географии. Она была географом-путешественником, а учителем стала уже на пенсии. И она рассказывала о том, как она ездила в Австралию, чем она там занималась, какие интересные у нее были путешествия. И тогда я подумала: «Вот это да! Я тоже хочу заниматься тем же, я тоже хочу в Австралию». Потом она рассказывала про путешествие в Индию, и я поняла, что очень полюбила этот предмет и тоже туда хочу. Ну и так ко мне пришла мысль, что я хочу быть учителем географии. А дальше я училась в школе в профильном классе с углубленным изучением биологии. Когда у меня стоял выбор «Кем же я всё-таки хочу стать?», я стала думать. В институте была специальность учителя географии и биологии, я подумала, что это как раз мне подходит: я как раз учусь в профильном биологическом классе и мечтаю стать географом. Вот так получилось, что я стала учителем географии и биологии.

Василина Теребун: Кем Вы хотели стать в детстве?

– А я всегда хотела стать учителем. Когда мы были маленькими, мы в школе заполняли анкеты, в которых был вопрос «Кем вы хотите стать?», и я всегда писала, что хочу стать учительницей, и причём не важно, в каком классе я была, я всегда хотела быть учительницей. Может быть, у меня были какие-то другие идеи в пятом или шестом классе, но потом я всё-таки поняла – нет, единственное, кем я хочу быть это учительницей, да ещё и учительницей, которая путешествует. Поэтому учительница биологии и географии – идеальный вариант.

Арина Азарова: Что Вам нравилось больше всего во время учёбы в университете?

– Я училась на географическом факультете, и у нас было очень много практик. Мы постоянно куда-то ездили, путешествовали. Учась в институте, я ездила на практику в Китай, Литву – это было очень интересно. Мы сначала съездили на крайнюю восточную точку России, а потом на крайнюю западную точку России в два разных года подряд. Когда мы ездили на восток, у нас была еще практика по ботанике, по биологии. Мы изучали растения, которые растут на Дальнем Востоке, это те растения, которые не растут в центральной полосе России. Я всё это знала в рамках уроков, но одно дело, когда ты знаешь это в рамках изучения в школе, а другое дело, когда ты видишь это всё своими глазами.

Практики в институте сильно отличаются от обычных путешествий. Когда мы едем куда-то сами, мы едем смотреть на какие-то интересные места, известные достопримечательности. А когда мы ехали в рамках практики в институте, мы ехали туда, куда обычный экскурсовод не поведёт. Мы были на заводе чёрной металлургии полного цикла, на заводе полиграфической промышленности, на птицефабрике и т.д. Если бы я поехала сама, то вряд ли я бы оказалась на таких экскурсиях.

На практике по биологии на третьем курсе института мы вставали в 6 утра и ездили изучать птиц на рассвете. Это тоже было очень интересное мероприятие, нужно было определить птичку по звуку, по голосу. 

Это то, что мне больше всего запомнилось из моих путешествий и вообще из учёбы в институте.

Валерия Кочукова: Преподавали ли Вы офлайн? 

– Да, я работала в обычной школе на протяжении 5 лет, сразу после института. Это был очень интересный опыт. На самом деле, я очень рада, что я поработала и в обычной школе, и в онлайн-школе, это совершенно разные форматы, но это очень интересно.

Там я видела ребят каждый день в школе. Здесь я вижу ребят немножко по-другому, но я могу с ними общаться, переписываться и т.д. У меня была школа в таком интересном месте, недалеко от Кремля. Я ходила каждое утро мимо Боровицкой башни. Мне нравилась даже не сама атмосфера в школе, а дорога туда. Я очень любила ходить в школу, но потом так получилось, что я ушла и пришла в нашу электронную школу через пять лет.

Валерия Кочукова: Сколько лет Вы уже работаете в школе БИТ?

– В школе БИТ я работаю 6 лет, с 1 сентября 2017 года. Сначала я вела два предмета – и географию, и биологию – на протяжении очень долгого времени, а потом стала методистом в школе БИТ по обоим предметам. 

Валерия Кочукова: Какой формат обучения Вам нравится больше и почему?

– Тут нельзя сказать, что мне больше нравится. Оба формата хорошие, и нельзя сказать, какой лучше, потому что каждому подходит разное. Мне вообще нравится преподавать, поэтому в какой школе и в каком формате не имеет особого значения. Если ты любишь свою работу, то ты к ней всегда относишься хорошо. И ты всегда будешь стремиться давать наилучший результат. Везде есть свои плюсы и везде есть какие-то забавные и интересные случаи. 

В офлайн-школе, например, я однажды слушала, как меня обсуждали. Это был мой самый первый год работы, я была в математической профильной школе. Я зашла в класс, и я очень испугалась, это было только после института. Там были ребята, которые участвовали в международных олимпиадах по математике. Мне казалось, что эти ребята знают гораздо больше, чем я. Но я как-то влилась, начала с ними разговаривать, и у меня стало получаться. Самое страшное для меня было то, что ребята не шумели на уроке, как часто бывает, а сидели со сложенными руками, молча. Я действительно испугалась от этой тишины. А потом на перемене они обсуждали меня. Мне это очень понравилось: «Ну, на самом деле интересно. Несмотря на то, что она молоденькая, можно что-то узнать». Я подумала, что если они хотят что-то узнать, и всё-таки что-то я могу им дать, то можно оставаться работать. Потом у меня сложились очень хорошие отношения с этим классом. Я даже сейчас с некоторыми учениками поддерживаю отношения, и два человека из того класса поступили потом на географический факультет, я их вела до самого конца.

Потом были ребята здесь, с которыми у меня тоже сложились очень теплые отношения. Однажды я участвовала в конкурсе для учителей частных школ, и нам с ребятами, пришлось записать рэп в онлайн-формате. Это было очень весёлое мероприятие. Мы с ними каждую перемену репетировали. Их классный руководитель написал текст. 

Много было всяких разных интересных моментов, поэтому я даже не знаю, где лучше. Если смотреть на результат, то результат везде хороший. Главное, как ты подходишь к своей работе. Каждому ребенку подходит разный формат. И то, и другое правильно, и то, и другое хорошо. Каждому по-разному, и тут сравнить очень сложно. 

Анастасия Загороднюк: Что Вам нравится в ваших предметах?

– Мне нравится изучать природу. И география, и биология – это про природу. Что такое география? Землеописание. Что такое биология? Наука о живом. И то, и то о том, что нас окружает. В детстве мне очень нравился окружающий мир. Когда я стала старше, я поняла, что мне очень нравится география, потому что мне интересно, где что находится, как до этого добраться, и почему это происходит. Почему образуются водопады, почему реки текут в определенном направлении, почему происходит смена сезонов года, какие растения растут и цветут, например, в летний период времени. В мире огромное количество различных животных, особенно таких, которых мы вообще не замечаем. Больше всего из всех животных — насекомых. Много насекомых вы знаете? Так если подумать, что вроде как-то не так уж и много их, как кажется. А их больше всех. Или про растения, например, мне очень нравится. Я всегда увлекалась такой интересной темой, как голосеменные растения. Когда мы были в Сочи, я рассказывала своим детям, чем отличаются пальмы от саговников, какие цветочки, например, цветут только в южной широте России, а какие, наоборот, могут цвести только на севере, какие птицы перелетают более 20 тысяч километров. То, что нас окружает, мне было интересно. 

Анастасия Загороднюк: Какие темы в биологии и географии Вы любите больше всего?

– Моя самая любимая тема – это растения. Когда я писала диссертацию по геоэкологии, я рассказывала про распространение тех или иных растений на определенной территории, почему они могут быть здесь. Я работала в национальных парках. Мне очень нравится изучать, например, такие растения, которые относятся к группе низших растений.

Из биологии 7 класса, мне очень нравятся птицы. Из биологии 10-11 класса очень интересная тема с генетикой. Почему, например, у детей цвет волос такой, а не какой-то другой? Почему цвет глаз меняется? 

В географии мне очень нравилось про путешественников, конечно, потому что я сама все время путешествую. Мне нравилось изучать других путешественников, у меня даже был когда-то маршрут по следам некоторых русских путешественников, я ездила специально с русским географическим обществом по этим территориям. Мне очень нравится география 7 класса, это география материков и океанов. 

И, конечно, мне нравится география России. Я очень люблю ездить в те места в России, в которых я не была. Вот в этом году я планирую, например, поехать в Карелию. Я считаю, что это такое мое упущение, что я еще в Карелии не была. И вот на Новый год мы туда планируем поехать. Я не была еще на Байкале, и мне туда тоже очень хочется съездить, изучить эту территорию. Наша страна настолько большая, и места в ней настолько интересные, настолько красивые, что они достойны отдельного изучения. 

Анастасия Пашкова: Что самое сложное в работе учителем?

– Мне не нравится заполнять журналы. Это, наверное, самое сложное для меня. Мне нравятся уроки, мне нравится общаться с детьми. А заполнять что-то, расписывать домашние задания… Я, конечно, это делаю, но мне это не нравится. 

Ещё сложно, особенно поначалу, найти общий язык с ребятами, которых ты видишь первый раз, но это бывает обычно только после института и когда ты работаешь совсем недолго, а когда ты работаешь уже давно, таких проблем нет.

Если ты любишь свою работу, то тебе не будет сложно, даже то, что тебе не нравится, ты всегда будешь к этому относиться хорошо. И даже то, что я что-то не очень люблю делать, я всё равно к этому отношусь хорошо, и я это делаю, потому что это необходимо делать. Мне сложно с какими-то техническими моментами: что-то заполнить, написать. Но это не то, что сложно, а то, что мне не нравится. Сложности никакой нет. Если ты любишь свою работу, тебе все легко дается.

Никита Сафонов: Что Вам нравится больше всего в работе учителем?

– Я обожаю общаться с ребятами. Мне нравится находить с ними общий язык, вести диалог. Когда летом учителя сопровождают детей на экзамены, я все время прошусь поехать, потому что мне хочется пообщаться с ребятами. Еще я получаю удовольствие, когда ребята узнают что-то новое, вижу, что им самим нравится, что они мне задают какие-то интересные вопросы. Мне очень нравится, когда ребят пишут по моим предметам работы на высшие или очень хорошие баллы, это тоже всегда очень приятно. Ты понимаешь, что ты не просто так это делал, а ты это делал ради какого-то результата, и этот результат есть. 

Владислав Пересторонин: Расскажите про Ваши хобби

– Ну, помимо того, что вы уже поняли, что я люблю путешествовать очень сильно, у меня есть хобби, которое может показаться вам странным. Я делаю фруктовые и конфетные букеты, даже делаю в качестве подарков очень часто. Вот сейчас ко Дню учителя делала в школе, моему сыну.

Я очень люблю заниматься спортом, особенно мне нравится грести на сапе  Причем не в качестве отдыха, а с тренером на тренировке каждое воскресенье. 

Ещё мне очень нравится кататься на лыжах. У меня было даже такое, что было два часа перерыва между уроками, и я пошла кататься на лыжах, потому что мне хотелось отдохнуть немножко, развеяться.

И я очень люблю плавать, если есть возможность ходить в бассейн, я обязательно туда пойду. 

Анастасия Пашкова: Какая Ваша профессиональная мечта?

– Дело в том, что в Москве, в городе, в котором я живу, очень много интересных мест, но нет школы краеведения. Мне всегда казалось, что краеведение – это очень интересно. Я очень хотела либо организовать какой-то кружок, либо вести свой кружок, либо работать в какой-то школе, посвященной краеведению. В Москве кружков много, а школы краеведения как таковой не существует. Однажды, будучи еще школьницей, я поехала на олимпиаду в Киров, как раз по краеведению. Я была в 10 классе, я посмотрела, как это может быть устроено, как это интересно. Я тогда задумалась, почему в Москве такого нет. И мне всегда хотелось вести свой кружок по краеведению. Пока я еще не осуществила свою мечту, но, возможно, когда-нибудь я ее осуществлю. 

Арина Азарова: Насколько сложно подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ по биологии и географии? Какие советы по сдаче экзаменов Вы можете дать? 

– Ну, во-первых, я считаю, что география — это самый легкий экзамен. Потому что можно пользоваться книжками, атласами. Если вы умеете читать, просто смотреть в книжку, то вы обязательно ее сдадите. Это очень легко и достаточно интересно.

По поводу биологии, я не могу сказать, что экзамен по биологии легкий, но он очень жизненный. Там могут быть вопросы, которые вас касаются. Например, где какая кость находится, это важно знать в случае, если вы ее сломаете, если у вас что-то заболит. Там есть ответ на вопрос про рацион питания, например, какая калорийность должна быть в каком-то возрасте. То есть этот экзамен сложный, но он очень интересный. 

При подготовке к экзаменам я бы ребятам рекомендовала ни в коем случае не волноваться. Если вы хорошо готовитесь, если вы уверены в себе, то не стоит волноваться, потому что очень большая проблема возникает у ребят, которые волнуются. И очень часто ребёнок просто забывает ответы на вопросы, которые знал, если начинает волноваться. Ни в коем случае не волнуйтесь, верьте в себя и все получится.

Владислав Пересторонин: Какие советы Вы бы могли дать подрастающему поколению и своим ученикам?

– У вас в жизни будут хорошие и плохие моменты. Такого не бывает, чтобы их не было. Все будет по-разному. Нужно в любом случае всегда оставаться человеком, быть честным к другим и, главное, к самому себе. То есть, если вы понимаете, что вы себя обманываете, так делать не нужно. Я всегда считаю, что нужно быть порядочным человеком. В любой ситуации нужно сохранять лицо и быть порядочным, честным человеком. И ни в коем случае это не забывать. 

Если у вас что-то случилось, всегда подумайте о том, что это пройдет и будет лучше, будет что-то еще, будет что-то другое, что-то хорошее. Если у вас что-то не получилось, ни в коем случае не нужно расстраиваться, нужно искать хорошее в том, что получилось по-другому. Не получилось — это не значит, что не получилось никак. Это значит, что вышло по-другому, не как вы хотели. Нужно задуматься о том, какие хорошие моменты есть в этой ситуации. Вот, наверное, такие советы я бы хотела вам дать.

Текст: Азарова Арина (8 класс)

Видео: Пересторонин Владислав (8 класс)

Обсуждение закрыто.