Дорогие друзья! Любите ли вы безоблачное ночное небо, которое усеяно яркими звёздами, сияющими, как алмазы? В преддверии Дня космонавтики ученики нашей онлайн-школы БИТ обсудили одно замечательное литературное произведение, идеи которого остаются актуальными до сих пор. Более подробно об этом вы можете прочитать в данной статье.
В четверг, 11 апреля, на платформе нашей онлайн-школы БИТ состоялась первая встреча литературного кружка. Ведущими мероприятия были Дарья Андреевна Штанько и Елена Андреевна Оганезова. Ребята обсуждали известную повесть-сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Примечательно, что сам автор этой книги был разносторонне одарённым человеком. Он родился 29 июня 1900 года во французском городе Лионе. Свои таланты мальчик начал проявлять ещё в детстве. Так, в 6 лет он написал свою первую сказку, а во время обучения в школе начал писать стихи. В 12 лет Экзюпери в первый раз совершил полёт на самолёте, правда, в качестве пассажира. Пилотом был известный польский летчик Габриэль Вроблевски. Именно тогда будущий гений влюбился в небо и звезды. Позже Антуан получил образование лётчика, однако не забывал и об искусстве. Помимо писателя, он также был выдающимся журналистом, поэтом и сценаристом.
Экзюпери написал «Маленького принца» в 1942 году. Сюжет этого произведения таков.
Краткое содержание «Маленького принца»
Сказка ведётся от лица Лётчика, который является лирическим героем-двойником автора. Когда будущему пилоту было 6 лет, он нарисовал удава, проглотившего слона, и показал свою работу взрослым. Однако они подумали, что это шляпа. Тогда рассказчик нарисовал второй рисунок, на котором изобразил слона, находящегося во чреве удава, и снова показал рисунок взрослым. Они посоветовали ему не тратить время на бесполезные вещи и заняться чем-нибудь серьёзным. Мальчик разочаровался в своих навыках художника и стал уделять больше внимания точным наукам, а когда вырос, смог выучиться на авиатора.
Знакомство Лётчика с Маленьким принцем
Однажды, во время полёта над африканской пустыней, самолёт Лётчика сломался. Рассказчику пришлось совершить вынужденную посадку в Сахаре. Утром следующего дня после аварии его разбудил загадочный мальчик — Маленький принц. Он попросил пилота нарисовать ему барашка. До этого момента Лётчик изображал на бумаге только удава, проглотившего слона, поэтому просто повторил этот рисунок. Однако Маленький принц ответил, что ему не нужен слон в удаве, и снова попросил нарисовать барашка. Когда рассказчик выполнил его просьбу, малышу барашек не понравился. Он попросил рассказчика нарисовать другого. Затем третьего. Наконец, пилоту это надоело. Он нарисовал простой ящик, сказав, что внутри него сидит как раз такой барашек, который нужен принцу. Мальчик взял этот рисунок и с радостью ответил, что Лётчик нарисовал правильного барашка.
Рассказчик и Маленький принц смогли подружиться. Из разговоров с ребёнком он узнал, что тот когда-то жил на маленькой планете-астероиде под названием Б-612. Там находились три вулкана, один из которых был потухший. Принц старательно ухаживал за своей планетой: прочищал вулканы и выпалывал ростки баобабов, чтобы их корни со временем не разорвали его астероид. Однажды там оказалось семя неизвестного принцу растения. Позже, когда на месте ростка показался цветок, мальчик узнал, что это Роза. Он был в восторге от её красоты, ухаживал за ней, поливал, защищал от ветра. Однако позже Маленького принца ждало разочарование — цветок оказался очень капризным и гордым. Малыш решил скрыться от неё, и отправился в путешествие, улетев вместе с перелётными птицами.
Первая планета
На первой маленькой планете, которую посетил принц, жил король. Подданных, за исключением одной старой крысы, у него не было. Но монарх считал, что они есть, пускай, возможно, они и живут где-нибудь в другом месте. Он также думал, что его власть абсолютна, что другие планеты и звёзды на небе, которые видны с его астероида, принадлежат ему. Однако король полагал нужным отдавать только те приказания, которые возможно выполнить. Принцу стало скучно на этом астероиде, и он отправился путешествовать дальше.
Вторая планета
На второй планете жил честолюбец. Он хотел, чтобы его все хвалили и восхищались только им, несмотря на то, что он был единственным жителем своего астероида. Честолюбец попросил принца похлопать в ладоши. Когда мальчик это сделал, он раскланялся, а потом попросил его восхищаться им. Сначала Маленького принца это позабавило, однако потом он заскучал, и решил уйти от этого тщеславного человека так же, как и от короля.
Третья планета
Третья планета, которую посетил Маленький принц, была самой грустной. Там жил пьяница. На вопрос принца, зачем тот пьёт, пьяница ответил, что делает это для того, чтобы забыть проступок, за который ему совестно — само пьянство. Это был замкнутый круг. Принц не мог ничем помочь жителю третьего астероида, поэтому ему пришлось отправиться дальше.
Четвёртая планета
На четвёртой планете жил делец (в некоторых переводах — бизнесмен). Он был очень серьёзным и деловым человеком. У дельца не было ни секунды свободного времени: он считал звёзды. Когда Маленький принц поинтересовался, что он с ними делает, бизнесмен ответил, что владеет ими, чтобы быть богатым. Деловой человек полагал, что все звёзды принадлежат ему, так как именно он первым догадался сделать их своей собственностью. Делец мечтал купить ещё и новые звёзды, если их кто-нибудь откроет. Принц удивился и решил, что взрослые — очень странные люди.
Пятая планета
На пятой планете Маленький принц встретил фонарщика. Кроме него самого и фонаря на планете ничего не было. Фонарщик каждую минуту зажигал и тушил фонарь. Принц спросил, зачем он это делает. Фонарщик пояснил, что поступает так из-за уговора, который когда-то дал. Изначально его работа состояла в том, чтобы зажигать фонарь каждый вечер, как только стемнеет, и тушить его, когда наступит утро. Однако планета с каждым годом вращалась всё быстрей, и со временем день на ней сократился до 1 минуты.
Маленькому принцу фонарщик понравился больше всех остальных, потому что он думал не только о себе. Житель этой планеты был ответственным и добросовестно выполнял свои обязанности, несмотря на то, что их, возможно, никто не оценит. Ребёнок посоветовал фонарщику, когда ему захочется отдохнуть, постоянно идти по той части астероида, которая озарена солнцем. Однако фонарщик отказался, ответив, что больше всего на свете любит спать и ничего не делать, а значит, ненароком может забросить работу. Житель пятой планеты не хотел этого допустить, ведь он был верен своему слову.
Шестая планета
Посетив следующий астероид, Маленький принц познакомился с географом. Он изучал местности разных планет, однако ничего не знал о своей собственной, потому что никогда не выходил из своего кабинета. Географ начал расспрашивать принца о его родном астероиде. Ребёнок рассказал ему о вулканах и розе. Однако учёный записал только размеры планеты и наличие вулканов, объяснив, что роза недолговечна, а географы составляют такие книги, информация в которых почти никогда не устаревает. В конце их встречи он посоветовал мальчику посетить Землю, сказав, что у неё неплохая репутация.
Седьмая планета
Земное путешествие принца началось с пустыни Сахара. Там он встретил змею, которая говорила загадками. Она заявила, что может помочь мальчику вернуться на его родную планету, когда тот этого захочет.
После перехода через пустыню принц так и не встретил людей. Затем он зашел в сад, наполненный розами, и осознал, что цветок, которого он считал уникальным, единственным во всей Вселенной, на самом деле существует на планете Земля в огромном количестве. Это вызвало у него чувство глубокой печали и разочарования.
Вскоре он встретил Лиса. Тот открыл ему важную жизненную истину — дело не во внешней исключительности, а в душе, которая у каждого живого существа — своя, неповторимая. Однако до тех пор, пока не начать уделять особое внимание какому-то конкретному объекту, будь то человек, животное или даже растение, он будет казаться таким же, как и множество других объектов. Также рыжий друг посоветовал уменьшать дистанцию с новыми знакомыми постепенно, чтобы со временем стать лучшими друзьями. Кроме того, Лис научил Маленького принца ответственности: «… мы навсегда в ответе за тех, кого приручили». Мальчик понимает, что роза, живущая на астероиде Б-612, стала для него уникальной, ведь он потратил на нее столько много усилий и времени.
Продолжив свой путь, Маленький принц встретил стрелочника. Он направлял пассажиров по разным маршрутам. Мальчик поинтересовался у этого человека, куда стремятся люди и что они ищут. Стрелочник сказал, что никто не может дать ответа на этот вопрос. Тогда принц сделал вывод, что только дети понимают, чего они действительно хотят найти.
Возвращение
Проведя на Земле год, Маленький принц встретился с Лётчиком, который не утратил детское видение мира. Спустя неделю он закончил рассказывать пилоту о себе и своём путешествии. К этому времени у повествователя сказки закончилась вода, и ребёнок предложил поискать колодец. Лётчик сначала не верил в то, что это возможно, однако согласился. На рассвете следующего дня источник воды был найден.
Чуть позже Маленький принц встретился со змеёй. Они договорились, что ночью она его укусит и таким образом поможет ему вернуться на родную планету. Лётчик, который случайно услышал их разговор, сначала переживал за своего маленького друга, но утром, после того как змея укусила принца, не нашёл его и понял, что он всё-таки вернулся на свой астероид. К этому моменту самолёт пилота был уже отремонтирован, и рассказчик тоже отправился домой.
Смысл сказки
Фэнтезийная повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» наполнена очень глубоким философским смыслом. В психологии принято считать, что внутри каждого человека существуют три состояния личности: Взрослый, Родитель и Ребёнок. Главный герой — принц — является олицетворением чистой детской души, этого самого внутреннего Ребёнка. Интересно, что автор сказки, Экзюпери, имел дворянский титул виконта, а в детстве его волосы были точно такие же, как и у сказочного мальчика. Таким образом, Маленький принц является как бы детской версией лирического героя-повествователя, потому что образы принца и пилота Антуан рисовал с себя. Они смогли подружиться и найти между собой много общего. Ведь Лётчик, даже став взрослым, умел смотреть на мир глазами ребёнка.
Примечательно, что пилот и Маленький принц встретились в пустыне. Пустыня может символизировать отчуждённость, поиск себя, внутренний дисбаланс и одиночество. До встречи с Маленьким принцем Лётчик был один. Никто его не понимал так, как ему хотелось бы. Ведя разговоры со взрослыми, пилоту приходилось постоянно притворяться серьёзным и умным по меркам собеседников, тогда как душа его хотела той непринуждённости и открытости, которая есть в детях. Не случайно выбрана и профессия авиатора, ведь писатель вполне мог выбрать в качестве повествователя эксперта в другой профессии. Лётчик в детстве любил рисовать, однако взрослые, увидев его рисунки, посоветовали выбрать увлечение посерьёзнее, и он засомневался в себе. Встретив Маленького принца, пилот как бы встречается со своей детской стороной и в результате регулирует внутренний конфликт.
Персонажи сказки — в чём их смысл?
Отдельное внимание стоит уделить остальным персонажам, которых Маленький принц встретил на других астероидах. Каждый взрослый, встречающийся на его пути, обладает недостатками, существующими и в нашем мире.
Так, есть люди, которые, подобно королю, думают, что обладают властью, в то время как это может быть совсем не так; подобно честолюбцу, они хотят, чтобы их хвалили и ими восхищались; подобно пьянице, совершают плохие поступки, которые могут быть любыми, а не только теми, что показаны в сказке, и, возможно, даже испытывают чувство вины, но всё равно продолжают это делать; подобно дельцу, живут в мечтах, желая приобрести как можно больше денег или каких-то иных благ; подобно фонарщику, любят ничего не делать; подобно географу, могут всё знать о других, но никогда не интересоваться собой и ничего о себе не знать; наконец, подобно Лётчику, они отказываются от своей детской мечты, хотя, возможно, могли бы, например, стать художником, если бы не утратили веру в себя.
Когда Маленький принц встречает стрелочника, и тот говорит, что никто не знает, что ищут люди, мальчик замечает, что только дети знают, чего желают. Эти слова, как и поезда с людьми, символизируют поиск себя. В детстве все представляют, кем хотят быть. Однако с процессом взросления выбор жизненного пути может поменяться или человек может растеряться, утратив критерии, по которым ранее выбирал профессию.
Змея и Роза
Важным персонажем также является змея. Она является олицетворением мудрости. Укус Маленького принца змеёй и его последующее возвращение на родную планету символизирует взросление. Все дети когда-нибудь становятся взрослыми. При этом внутренний Ребёнок может уйти на второй план, уступив место Родителю и Взрослому. Однако эта детская сторона всё равно живёт в человеке. Главное — не забывать про неё.
Немаловажным персонажем также является Роза. Она олицетворяет любовь, глубокую привязанность, а также нежность и чистоту. Множество роз, которые увидел Маленький принц во время своего путешествия, символизируют множество разных увлечений. Однако в данном случае они оказались поверхностными. Они ничего не стоили для принца, потому что он не потратил на них почти никакого времени.
Встреча была очень увлекательной. Ребята узнали много нового и интересного, отвечали на вопросы по сказке, предлагали разные видения и понимания её смысла. Следующая встреча литературного кружка будет посвящена замечательной сказке Роальда Даля «Изумительный мистер Лис». Следите за новостями на нашем сайте и в социальных сетях, чтобы не пропустить уникальную возможность присоединиться к необычному мероприятию, улучшить навыки литературного анализа и найти новых друзей!
Автор — Мария Пехова (7 класс, БИТ-Кидс)